(празд. 4 нояб., 21 июля), чудотворный образ Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери мужского монастыря, написанный ок. 1620 г. иконописцем Оружейной палаты Московского Кремля; в наст. время местонахождение неизвестно. Вместе с иконой «Всемилостивый Спас», также созданной в мастерской Оружейной палаты, П. К. и. была пожалована в 1620 г. иером. Прокопию патриархом Филаретом и царем Михаилом Феодоровичем в благословение обители, на ее восстановление. Размер обеих икон составлял «5 четв. аршина длины и по 1 арш. ширины» (ок. 90×70 см).
Первое чудо от П. К. и.- избавление с. Брасова (ныне районный центр Брянской обл.) и окрестных деревень от нашествия саранчи - датировано 1797 г. Среди др. зафиксированных чудес - прекращение эпидемии холеры в г. Брянске после принесения иконы из Площанского мон-ря и в Севске в 1848 г.; прекращение пожара в монастырском корпусе после молебного прошения перед иконой 24 авг. 1851 г.; прекращение пожара в с. Брасове 21 июня 1858 г., когда после обхода с иконой вокруг загоревшегося дома ветер стих (об этом событии было записано в «тетради монастырской со слов очевидцев», см.: В память 50-летия. 1897. С. 42); исцеление умиравшей после родов жены диакона карачевской Преображенской ц. Константина Архангельского 28 марта 1894 г. (Орловские ЕВ. 1894. С. 843-844).
П. К. и. находилась в местном ряду иконостаса Казанского собора Площанской пуст. Была облачена в серебряную позолоченную ризу, изготовленную в 1762 г. «подаянием… монаха Ионы и г. Михаила Алексеевича Тараканова и прочих боголюбцев при строителе пустыни иеромонахе Иоиле» (В память 50-летия. 1897. С. 33), как гласила чеканная надпись на окладе. Вес оклада составлял 3,8 кг, короны на Спасителе и Божией Матери украшали горный хрусталь, жемчуг и «яхонтовые изумрудные камушки», кресты унизаны жемчугом. В период между 1749 и 1818 гг. «отдельно от сего образа кругом поля» были добавлены чудеса, «бывшие от Казанской иконы Богоматери»; в 1818 г. поля с изображениями чудес украсили серебряной с золочением рамой (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Ед. хр. 2842. Л. 3, 4). В 1843 г. изготовили чеканный оклад из серебра с золочением (весом ок. 7,12 кг) с богатой отделкой (описание оклада см.: Там же).
В 1866 г. граждане «г. Севска и уездный предводитель Дворянства с прочими Дворянами» собрали средства для новой ризы П. К. и. (ГАБО. Ф. 508. Оп. 1. Ед. хр. 96. Л. 69, 69 об.; Ед. хр. 93. Л. 22 об.). В разрешении на ходатайство жителей от 1868 г. о сооружении новой ризы епархиальное начальство отметило, что «если нонешняя риза не имеет значения исторического, то благословляется переменить ее на новую», а старой ризой украсить имевшиеся в пустыни списки иконы (Там же. Ед. хр. 96. Л. 51). Для заказа новой ризы в Москву были отправлены иером. Вассиан и мон. Поликарпий. В 1886 г. была приобретена новая сребропозлащенная риза весом 7,2 кг, стоимостью 1830 р. Ее украшали венцы «с простыми камушками», 2 короны, звезда из топазов и аметистов и звезда из рубинов и роз. На этом окладе в 1887 г. «усердием схимонахини Севского монастыря Рафаилы и Анны Александровны графини Гейден» был сделан новый убрус из бриллиантов и др. камней и жемчуга и переделан старый убрус. Прежняя риза благодаря вкладу насельницы Севского мон-ря мон. Руфины (Поздняковой) в 1888 г. была позолочена и использовалась для украшения списков (В память 50-летия. 1897. С. 40-41).
Крестные ходы с чудотворной иконой и ее списками начали совершать с 1815 г., когда учредили ежегодный крестный ход в с. Брасово в воспоминание чуда 1797 г. С 1848 г. ежегодно на 2 месяца чудотворную икону вывозили в Севск (в воспоминание избавления от холеры). Хождение с П. К. и. являлось важной статьей дохода мон-ря и приносило вместе с др. доходами более 10 тыс. р. в год (ГАБО. Ф. 249. Оп. 1. Д. 183). К 1873 г. П. К. и. отсутствовала в обители более полугода, и тогда епархиальное начальство разрешило носить в крестных ходах списки иконы (Воскресенский. 1911. С. 78). Во 2-й пол. XIX в. наиболее часто икону и ее списки носили по селам и деревням Севского у. (ГАБО. Ф. 508. Оп. 1. Д. 98. Т. 1. Л. 151); с 1868 г. она прибывала 19 авг. в Севск на 3 месяца (Там же. Д. 96. Л. 128-128 об., 131). В июне 1876 г. икону принимали крестьяне с. Девичье, где находилась монастырская мельница, деревень Щегловка, Гладская и Почеп (ныне город) для «отслужения молебствий в каждом доме домохозяина». Особые крестные ходы с П. К. и. с 1864 г. были учреждены в Дмитровске. С 1868 г. разрешалось ежегодно брать икону в Дмитровск и его окрестности на 1,5 месяца (в апр.-июне). Согласно сведениям 1911 г., после прибытия в Дмитровск икону обычно устанавливали в соборном храме. По истечении срока пребывания иконы в городе под звон колоколов ее выносили на соборную площадь, служили молебен с водоосвящением. После этого совершалось торжественное шествие с образом за город до ближайшего селения, возглавляемое епископом и духовенством городских церквей в сопровождении неск. десятков тысяч местных жителей. Образ носили из Дмитровска по населенным пунктам всего уезда, находясь в пути до осени и возвращаясь в пустынь на короткое время к празднованию Казанской иконе Божией Матери 8 июля (Посещение Епископом Орловским и Севским Григорием // Орловские ЕВ. 1911. Отд. неофиц. № 51. С. 1458). В апр.-мае 1914 г. состоялось торжественное празднование 50-летия 1-го принесения чудотворной П. К. и. в Дмитровск (ГАБО. Ф. 508. Оп. 1. Д. 98. Т. 1. Л. 115-115 об., 150-150 об.). Активно П. К. и. отправляли из Площанского мон-ря в составе крестных ходов в 10-х гг. XX в., особенно в 1913 г.
Первый список иконы находился в правой части трапезной Казанского собора в «столярном крашеном бирюзового цвета иконостасе с резным работы рококо - позлащенным балдахином на двух колоннах, в коем имеются клейма итальянской живописи, по правую и левую стороны вставлены две иконы Преподобных Печерских Антония и Феодосия. На Богоматери риза с венцом сребропозлащенным, устроенным в 1818 году… Весу в ризе с камнями и финифтями девять фунтов и семьдесят восемь золотников. Сверх того вкладывается в ризу Богоматери убрус, шитый жемчугом с помещением каменьев» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Ед. хр. 2842. Л. 6-6 об.). Во время пожара в храме, 16 нояб. 1879 г., икону нашли невредимой; акт о событии, составленный братией, отправили в Орловскую духовную консисторию, копия акта хранилась в Площанском мон-ре (В память 50-летия. 1897. С. 31-32. Примеч.).
Еще один список находился в монастырской ц. Сошествия Св. Духа на апостолов (1814-1815) по левую сторону царских врат, его украшали риза, изготовленная в 1762 г., и вложенный под нее «убрус, вынизанный жемчугом, тремя сердоликами и четырьмя бурмицкими зернами» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Ед. хр. 2842. Л. 16-16 об.).
Списки П. К. и. по стилистическим признакам условно делятся на 2 группы и атрибуируются подвизавшимся в монастырской иконописной мастерской в сер.- 2-й пол. XIX в. иером. Савватию и иером. Алипию.
Неизвестна судьба находившейся до 1923 г. (ГАБО. Ф. 85. Оп. 1. Д. 599. Ч. 2) в брянском Петропавловском жен. мон-ре главной святыни обители - списка П. К. и. 1858 г., вероятно работы иером. Савватия. На чеканной ризе надпись: «Копiя и мера с Казанской чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы, жалованной блаженной памяти Великимъ Государемъ Царемъ и Великимъ Княземъ Михаиломъ Феодоровичемъ и всея России, на благословенiе... Богородицкой Площанской пустыни строителю Прокопiю в 1620 году. Сiя икона писана в Богородицкой Площанской пустыни, в 1858 году» (Брянский Петропавловский мон-рь. 1886. С. 40). Икона была украшена сребропозлащенной ризой, 2-й оклад был унизан драгоценными камнями и жемчугом (ГАБО. Ф. 2515. Оп. 1. Д. 9. Л. 5).
(Род. в 1827), автор 2-й группы списков иконы, происходил из мещан, окончил С.-Петербургское народное уч-ще, был пострижен одновременно с иером. Савватием. Помимо несения священнического служения занимался живописью и заведовал монастырской б-кой (ГАБО. Ф. 508. Оп. 1. Ед. хр. 94. Л. 23, 100, 1868 г.). Основные признаки икон письма иером. Алипия (авторство предположительное): размер доски - ок. 70×90 см, техника масляная. Манера письма - в академических традициях 2-й пол. XIX в. Мафорий Богоматери темно-красный, с бордовыми заломами складок, с золотой отделкой риз; гиматий Богомладенца желто-коричневый, хитон белый, каймы - в виде золотой ленты с вышивкой крестом, украшенной овальными кабошонами, с жемчужной обнизью. Левая рука Младенца под гиматием опущена вниз. Светотеневая моделировка лика Богоматери менее контрастная, чем у иером. Савватия. Глаза миндалевидные, нос прямой, тонкий рисунок чуть приоткрытых губ более мягкий. Фон темный или полностью покрыт золочением с гравировкой по левкасу. Надпись на нижнем поле об истории чудотворной П. К. и. и автограф отсутствуют.
Сохранившиеся списки П. К. и.: в Крестовоздвиженском жен. мон-ре в Севске; в ц. вмч. Димитрия Солунского в Дмитровске (на нижнем поле надпись: «КАЗАНСКIЯ ПРЕСВЯТ. БЦА»); 1873 (1875?) г. в брянском Петропавловском жен. мон-ре (на нижнем поле надпись: «Сiя икона копiя имера чудотворнаго образа - Пресвятыя Богородïцы Казанскiя. въ Брянскомъ - Петропавловскомъ / девичьемъ монастыре. писана 1873 (1875 (?).- Авт.). года. 14. ноебря» (с тыльной стороны на врезные шпонки приделаны 2 медные ручки для ношения иконы во время крестного хода).